ГНЕВ, ПСИХОСОМАТИКА, САТВА ГУНА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ .
ГНЕВ.
Что мы знаем о гневе кроме того, что он главное препятствие на пути духовной эволюции? Что эта горячая эмоция порождённая иллюзией как претензия на свою исключительность. Сдобренная постоянным желанием и эгоцентризмом .
А то ,что от гнева происходит заблуждение, от заблуждения — нетвердость памяти, от потери памяти — гибель разума, от гибели разума он погибает [сам].
БхагаватГита гл 2 ст 63
Вот и получается эмоция то гибельная .
ПСИХОСОМАТИКА.
Если вкратце - это язык тела которое физически отражает то состояние, которое могло бы быть выражено сильной или вялотекущей и длительно переживаемой чувством/эмоций. И хотя это понятие сравнительно новое , оно описано в ряде случаев достаточно детально . Хоть и порой сомнительно . А тезис все болезни от нервов , приводит к - где тонко там и рвётся . От повреждённого ЖКТ,крови, до гипертонии и психических расстройств .Аюрведа уже очень давно описала - это самое «тонко» . В части , что оно у каждого своё. Плюс обусловленность конечно.
САТВА ГУНА .
Аюрведа не описывает прямой связи чювство-боль. Зато описывает модель психики/темперамента согласно конституции,маха гунам и характерным чертам поведения Образно создавая шкалу эволюции от животных до богов. Где раджас (актив.дейтельность)и тамас (ограничение)не только маха гуны ,но и доши (повреждающий принцип). И по признакам поведения можно увидеть откуда растёт и куда вырастет.Следовательно Сатва (растворение,баланс) гуна целительна. И гнев тут свойственен как демонам,врагам богов находящимся в пространстве раджаса так и самим богам , в частности Кувере. Что естественно говорит о его сатвичности.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
И различает поведение демоническое и следовательно болезненное от благости ,признаки сопровождающие тот самый гнев . В страсти граничащей с одержимостью это тщеславие,гордыня,чрезмерность,обесценивание,язвительность,жестокость,смелость,безжалостность,жадность и тд. А в Сатва гуне это благородная самооценка,чистота,привязанность к выполнению долга,умение наслаждаться и хранить богатство,комфорт. И именно своевременный гнев и милость. Кувера в пантеоне Богов их банкир. И много выше него обретают свободу и от этих свойств . Следовательно более совершенны и здоровы .Но в эволюционной вертикали он именно таков . Что даёт нам веру , что именно развитие разума,самообладания и здоровой самооценки даёт нам силу выйти в более здоровое пространство . И что не большими и понятными действиями можно вытеснить гнев совсем , и корректировать свою вменяемость и Здоровье . И лично мне не очень хочется принимать , что моя склонность к гневу не только не здоровье, но и повреждённая самооценка .
Есть мнение ?
П.с. В посте использовался перевод Аюрведа Шастр В. Дружинина . Бхагават Гита А.Рыбакова .