ЧЕТВЕРТАЯ ЧАКРА (продолжение)
Лекция Йоги Бхаджана из Библиотеки учений
13 февраля 1991 г.
«Вы должны понять одно – в йоге учитель вам ничего не даёт».
Очень важно понимать: в течение всей вашей жизни, что бы ни происходило в вашем разуме, ваших эмоциях, ваших чувствах, в вашем образовании, вашей красоте, ваших сексуальных играх, ваших чувственных играх, ваших социальных играх, вашем воображении, ваших мечтах – я ничего этого не отрицаю – просто поймите одну простую вещь: ваше сердце бьётся в постоянном ритме. Ритм вашей жизни определяется сердечным центром. И если вы живёте не в ритме ваших электромагнитных импульсов, вашей электромагнитной психики, то не важно, насколько вы хороши - никто не будет доверять вам. Мне всё равно, в какие игры вы играете, или насколько вы убедительны, но вы не сможете увлечь за собой другого человека, и точка. Если ваш сердечный ритм в гармонии, и он может проецировать свою частоту другому человеку, вам не нужно будет произносить ни слова - человек последует за вами, как маленький щенок.
Я знаю, что мы все общаемся, я знаю, что мы умны, я знаю, что мы великие, я знаю всех свами, йогов, но здесь в Америке духовный учитель считается бандитом. Это титул, который есть у всех нас. И никто не представляет, насколько мы уязвимы. Вы должны понимать, что Америка - это совершенно другой мир, и он не имеет ничего общего с реальной жизнью. На Востоке человек отдаёт всю свою жизнь, чтобы стать учеником. Здесь же учитель отдаёт всю свою жизнь, чтобы вы стали учениками. Поэтому это на 180 градусов другой мир. Здесь в порядке вещей считается обвинить духовного учителя, гуру или свами в том, что он жулик, шарлатан, сексуальный фрик, такой или сякой. А другому человеку даже пальцем не нужно шевелить, и всё происходит как по маслу: поэтому нет никакой обоюдной ответственности. Неважно, правы вы или нет, но учитель всегда не прав, потому что не привёл вас к нирване.
Вы не поверите, насколько на Западе искажено понимание, что такое духовный учитель. Работа духовного учителя заключается в том, чтобы духовно вести вас, также как математик ведёт вас математически, или учитель по алгебре учит вас алгебре, это достаточно просто. Если вы отдадите весь мир вашему учителю по алгебре, это ваше дело, но в расписании школы не написано, что любой, кто берёт уроки алгебры, отдаёт все свои деньги учителю – вы должны это знать. Западный мир уникален. Мне нравится это, потому что вы сумасшедшие. Знаете, что мне в вас нравится? Когда вы очень чего-то хотите, вы сделаете ради этого всё. Когда вы сходите с ума, вы так хороши, что исчезаете, и у меня больше не болит о вас голова.
Я отправился на Гаваи на семь дней, чтобы отдохнуть. Я уехал в очень удалённое место и не хотел разговаривать ни с кем в течении этих семи дней. Мы пошли на пляж и увидели там человека, который сказал: «Привет, Йоги Бхаджан».
Я ответил: «О, Боже».
Он сказал: «Я был у вас на занятии 6 лет назад. Я ношу Ади Шакти». И его Ади Шакти была лучше моей.
Он добавил: «Я делаю медитацию Ади Шакти, которой вы научили меня».
Я ответил: «Знаешь, я завидую тебе. Хотел бы я делать то, что ты делаешь. Сынок, не знаю, зачем ты это делал, но ты достиг стадии, когда твоя цель очень близка. Тебе может потребоваться от шести месяцев до года, и ты достигнешь её».
Он был у меня на занятии 6 лет тому назад. Я преподавал медитацию, и он воспринял её своим сердцем и практиковал в течение 6 лет без перерыва. Не то чтобы я был важен. Я не важен, я знаю это. Мне не нужно ничьё подтверждение. Но я преподаю очень важный предмет, и очень важные люди могут усвоить урок и навсегда обрести связь с собой. Им не нужно за мной бегать. Всё, что им нужно сделать, это понять.
Время от времени случается воссоединение. Так происходит. Сегодня я сказал кому-то: «Просто послушай меня и сделай это. Когда-нибудь ты будешь так благодарен мне, как я благодарен своему учителю сегодня».
Жизнь – это не урок, ребята, жизнь – это опыт. Есть идиоты, глупцы и невротично тупые люди, которые проходят уроки своей жизни. Им больно. Это раненые люди. Иногда вы бываете очень горды: «О, я выучил урок своей жизни». Почему вы не скажете: «Я научился быть глупым первый, второй, третий раз» - посчитайте сколько? Учить уроки жизни – самая большая глупость, которую совершают человеческие существа. Вы рождены не для того, чтобы проходить уроки, а для того, чтобы получать опыт. Это полная деформация вас как людей. «О, я выучил свой урок». Мы приводим свою собаку в тренировочный центр, и она чему-то там учится.
У меня был очень смешной опыт. На Гаваях мы пошли в один из ресторанов отеля, и там был попугай.
Он сказал: «Ха, ха, ха». Попугай смеялся, как человек, и повторял: «Выпустите меня, выпустите меня, привет, выпустите меня».
И абсолютно все, кто приходили в этот ресторан, лопались от смеха. Этот маленький попугай, сидя в своей клетке, идеально имитировал человека, и всех смешил. И такое повторение слов называется - выучить урок. Люди, которые любят учить уроки или любят учить других, - сумасшедшие. Это месть, это гнев. Те, кто учат уроки – глупцы. Человеческая жизнь предназначена для прохождения опыта в ритме и гармонии с сердцем, не пропуская ни одного биения. Вы знаете, насколько серьёзным считают доктора то, когда ваше сердце начинает пропускать удары? Когда вы не гармоничны в жизни, вы просто упускаете ритм.
Я не знаю, то ли что-то не так с вашим обучением и вашим английским, или я говорю вам то, что не должен говорить. «Я выучил мой урок, или я преподам тебе урок» - разве мы всё время не демонстрируем это? Практически это означает, что вы никудышные животные. Когда вы преподаёте кому-то урок, вы злы, вы мстительны, вы хотите доказать свою точку зрения, вы исходите из самой тёмной точки вашего эго. Когда вы учите урок, вы находитесь в мобилизованном состоянии воображения и неопытности, и вы говорите: «Ну, это так, это я, мне конец». Оба утверждения демонстрируют не вас, не вашу гармонию, не ваш ритм, не вашу целостность. Жизнь – это непрерывный, гармоничный процесс получения опыта как такового. Те, кто чувствуют себя хорошо, должны чувствовать себя ещё лучше завтра. Те, кто чувствую себя плохо, должны почувствовать себя лучше завтра. Хорошее и плохое – как день и ночь – никогда не прекращаются. Что вы должны понять, так это какой опыт вы получили из плохого и какой из хорошего, понимаете? Это способность исходит из сердечного центра.
Страсть предназначена не для других, она для вас. Сострадание предназначено не для других, оно для вас. Будьте страстны по отношению к себе и будьте сострадательны по отношению к себе. Не делайте «одолжения» и не ведите себя сострадательно по отношению к другим, это неправильно. Всё, что есть в сердечном центре - удары сердца, кровь, циркуляция, лёгкие - всё это для вас. Ваше сердце заставляет кровь циркулировать, а ваши лёгкие очищают кровь и вдыхают прану, понимаете?
В писаниях есть одно очень распространённое высказывание: «Бог живёт для того, кто сам знает, как жить».
Жить для себя не эгоистично. Бог создал вас, чтобы вы были собой, поэтому не позволяйте вашему «я» уйти. Если вы позволите вашему «я» уйти, вы будете обвинять всех и никогда не примете ответственность на себя. Я ещё не встречал человека, который был бы достаточно благородным, чтобы взять на себя ответственность за свои правильные и неправильные действия. Потому что в действительности то, что неправильно для меня, правильно для кого-то другого. А то, что правильно для меня, неправильно для кого-то другого. Правильное и неправильное – относительные понятия. Нет ничего правильного и неправильного: наши размышления делают вещи такими. И вы можете думать так или иначе.
Было два ученика – Миларепа и Лама. Они отправились увидеться с учителем Миларепы. В это время учитель Миларепы бил девушку палкой. И он делал это в абсолютной гармонии, а она кричала.
Миларепа сказал: «Посмотри, что делает мой учитель. Он создаёт музыку из крика этой девушки».
Лама сказал: «Боже, он очень жесток. Он бьёт женщину».
Они оба одновременно видели одно и то же, но у каждого было своё мнение. Когда учитель заметил их, он остановился. Девушка поднялась, поцеловала его стопы, простёрлась ниц в уважении и сказала: «Мастер, я полностью благословлена».
Учитель ответил: «Это больше не повторится», - и ушёл. А оба ученика начали разговаривать с этой девушкой.
Миларепа сказал: «Тебе очень повезло, ты благословлена, и ты кричала под музыку, а он бил тебя в таком ритме. Это была абсолютная гармония».
Она ответила: «Да! У меня была такая ужасная головная боль в течение многих дней, что хотелось умереть. Спасибо Господу, Он позаботился об этом, и теперь я в порядке».
Лама сказал: «Я думал, он бьёт тебя».
Миларепа ответил: «Ты глупец. Если бы ты испытывал такую боль в течение секунды, ты бы убил себя. Какое избиение, о чем ты говоришь?».
«Нет такой традиции - бить женщину».
«Кто кого бил?».
«Я видел это».
В конце концов девушка сказала: «Я не чувствовала этого, это было лечение».
Лама спросил: «Что это за лечение - бить тебя палкой?».
Она засмеялась и ответила: «Брат, боль, через которую я прошла в течение полной луны (14 дней), тебе следовало испытать это в течение хотя бы нескольких минут». На следующий день так и случилось - Лама встал, крича, вопя и хватаясь за стены. Пришёл Миларепа и спросил его: «Брат, почему ты так неистово танцуешь?».
Лама ответил: «Я не танцую».
Миларепа спросил: «Ну как же, ты танцуешь. Посмотри, что это – разве ты поёшь?».
Тот ответил: «Я кричу».
Миларепа сказал: «Нет, это выглядит очень музыкально».
Лама сказал: «Глупец, у меня болит голова».
Миларепа ответил: «Как я могу об этом знать? Ты всегда думаешь неправильно, всегда думаешь наоборот».
Лама спросил: «Что мне делать?».
Миларепа ответил: «Не прыгай и не кричи, сядь и потребуй, чтобы боль ушла».
Лама сказал: «Я не могу этого сделать. Ты не понимаешь, насколько мне больно».
Миларепа схватил его, заставил сесть и подумать спокойно. В тот момент, когда Лама успокоился, и Миларепа дотронулся до него, боль прошла.
Лама сказал: «Я знаю, что ты делаешь. Наделив меня этим проклятьем боли, ты просто оправдываешь своего гуру, и девушка оправдывала то, что он бил её. Ты удерживаешь меня внизу и заставляешь избавиться от этой боли. Вы все мошенники».
Разозлившись, он ушёл. Там были вращающиеся ворота. Когда он уходил, то качнул их так сильно, что ворота больно ударили его, и он упал. После этого он обнаружил, что его ноги не могут больше идти.
Миларепа привёл его в порядок, после чего Лама спросил: «Что происходит во мне здесь и сейчас, почему я не пробуждён как ты?».
Миларепа ответил ему: «Я обнаружил биение своего сердца и использую его как инструмент своей жизни, а ты его не слышишь».
Не было более сострадательного учителя в мире, чем Миларепа. И не было человека, который бы прошёл через большие испытания, чем Миларепа. Иногда его учитель привязывал палки к его стопам и ладоням, так что тот не мог ходить. Тогда Миларепа приходил на занятия, перекатываясь, как бочка. Его обучение было таким трудным! Он стал поэтом и почти всегда начинал свои занятия с поэзии. Это было наиболее пленительное человеческое чудо, которое случилось в духовном мире. Однажды Миларепа сказал кому-то: «Я не знаю, откроет ли Господь мне свои ворота, но мой учитель открыл мне моё сердце».
Так и ваше сердце не должно открыться для других, это сексуально. Ваше сердце должно открыться для вас самих. Вы думаете, я говорю сумасшедшие вещи? Нет, мои мальчики и девочки, если ваше сердце не открыто для вас самих, у вас тело человека, но «ци» животного. Вы не настоящие. Когда кто-то открывает вам свое сердце, и вы не относитесь к этому с уважением, это такая трагедия, что даже Всемогущий Господь не может простить вас, хоть Он и пытается это сделать. Если кто-то верит вам, раскрывает перед вами своё сердце, а вы не можете сберечь это, всё кончено. Бог, возможно, Всемогущ. Возможно, Он может простить вам это. Но это должно быть решено самим сердцем. Бог может только наблюдать за этим, вот насколько это важно.
Если быть с вами предельно откровенным, мне абсолютно всё равно, духовны вы или нет. Меня это вообще не беспокоит. Для меня все духовны. В противном случае - как вы можете жить? Если вы не видите Бога во всём, вы не видите Бога совсем. Это моё основополагающее убеждение. Я верю, что глупый человек не глуп. Ему просто дана такая роль. А мудрый человек не мудр. Ему тоже дана такая роль. Мы все здесь играем роли, мы здесь не сами по себе. И вы можете либо быть бдительными, либо не быть.
Если вы духовны, то вы бдительны – бдительны к своему окружению, бдительны к своей целостности, бдительны к своей реальности, бдительны к своей Бесконечности, бдительны к своей негативности, бдительны ко всему. И лучшие люди те, кто бдительны к своим манерам. Не важно, сколько хороших манер вы знаете. Важно, насколько бдительно вы контролируете свои манеры, свою дисциплину, свой самоконтроль и свой опыт. Это не зависит от того, духовны вы или нет, забудьте об этом. Это зависит от того, насколько уровень вашей бдительности пропорционален вашей деятельности.
Я знаю одного великого учителя, к которому я отправился в ашрам, и остановился у него на семь дней. К моему удивлению, он выходил из своей комнаты только на 2-3 часа, чтобы поговорить, сделать какие-то дела, а затем возвращался обратно к себе. Однажды он позвал меня и сказал: «Йогиджи, Йоги Баба», так он меня называл: «Ты, возможно, думаешь, что я медитирую в своей комнате. Извини, я хотел бы посидеть с тобой подольше, поговорить и всякое такое, но я не делаю этого. Ты можешь подумать, что я великий йог и великий свами, который всё время медитирует, но это не так. Я просто иду в мою комнату и сплю».
Я сказал: «Хорошо. Но могу я спросить, зачем ты мне об этом говоришь?».
Он ответил: «Нет, нет, я просто чувствую себя виноватым. Ты приехал, и ты такой великий человек. Мне следовало бы больше видеться с тобой, но я не изменяю своей привычке».
Я спросил: «Почему у тебя такая привычка?».
Он ответил: «Она сформировалась за последние 20 – 30 лет».
Я спросил: «Почему?».
Он сказал: «Чтобы избежать глупости».
Я сказал: «Я не понимаю. Я имею в виду, ты написал столько книг, писаний и переводов. И ты Ачария. Все в этом мире уважают тебя. И я приехал только поэтому».
Он сказал: «Это правда, но я должен быть предельно честен с тобой. Когда я не бдителен, я возвращаюсь в свою комнату и всё. Единственная духовность во мне, это: когда я теряю бдительность, я ухожу. Поэтому ты можешь подумать, что я очень странно себя веду».
Я сказал: «Да, так и было. Потому что в середине дискуссии в тот день, ты что-то говорил, а потом просто встал и ушёл. Я был удивлён. Что случилось?».
Он ответил: «Я тоже заметил, что ты удивился, но ты ничего не сказал».
Я воскликнул: «Нет, нет, нет, что тут можно сказать? Это твой дом».
Он ответил: «Все мои люди знают. Я имею дело с людьми только, когда я полностью бдителен».
Кто из вас осмелился бы поступать также? Вы или принимаете лекарства, или пьёте кофе, или делаете что-то другое. Все эти препараты, которые мы принимаем, чтобы поддержать себя. И нам плевать, бдительны мы или нет. Мы думаем, что наши глаза открыты, но они ничего не видят. С нашими ушами всё в порядке, они всё могут слышать, но потом вы спрашиваете: «Что ты сказал? Он что-то сказал, но я не помню». Вы не бдительны. Развивайте привычку быть бдительными.
На следующем занятии мы будем работать с Пятой Чакрой. Это называется осознанный разговор. Я должен научить вас кое-чему особенному и очень секретному. Я знаю, что вы разговариваете, и знаю, что я разговариваю. Я притворяюсь, что я не убедителен. Я не пытаюсь спорить или приводить аргументы, но, когда я начинаю дискутировать с человеком, что я делаю - я ловлю его в точках отсутствия бдительности в его словах, и это способ убедить любого. Поговорите с кем-либо несколько минут. И в этом общении вы обнаружите некоторые ключевые слова, которые они произносят не осознанно. Произнесите эти слова осознанно. Человек будет вашим рабом. Если вы попробуете это, то поймёте, что это точно работает. И вам не нужно будет пытаться убедить кого-то или спорить с кем-то.
Люди часто используют то, что я называю обеденным разговором: «Как погода, как звёзды, как ты, как был секс прошлой ночью, что твой муж тебе сказал, где ты купила это печенье» и всё подобное, просто чтобы провести время. Это ничего не значит. Но если два человека хотят общаться, и вы хотите выиграть, единственный способ – это найти не осознаваемые слова в речи другого человека. Потому что они идут из подсознания. Когда вы повторяете их осознанно, человек начнёт следовать за вами. Идея в том, чтобы слушать, что говорит другой человек, ловить его подсознательные установки и повторять их осознанно для того, чтобы выиграть игру".
Перевод Юлианны Давыдовой