Георгий Лебедев
Георгий Лебедев
Блог
Судя по постам в ленте и личным вопросам карантин (особенно в квартире) становится для многих непростым испытанием.
Тем кто начинает “лезть на стену”, а слово “медитация” кажется ругательным, мы предлагаем начать вести дневник.
Это позволяет стравливать психологическое давление, выходить из изматывающих ментальных петель и создавать предпосылки для прихода ценных идей. Кроме того это задает и поддерживает внутренний ритм, а это — посох для душевного равновесия.
Записи стоит делать минимум один раз в день, можно чаще. Лучше писать “без фильтров”, т.е. описывать все, что происходит во внутреннем пространстве (мысли, чувства, ощущения) “как оно есть”, даже если образ хорошего мальчика/девочки пытается смягчить какие-то углы. При этом не просто описывать внутренний диалог, а максимально тщательно описывать эмоциональное настроение — какие эмоции удается разглядеть, из чего они состоят, где и как в теле ощущаются, как меняется интенсивность в течение дня?
Какие бы тучи не пришли, солнце продолжает светить, и внутри каждого из нас есть место, где светло, ясно и спокойно. Найти туда дорогу — это наша домашняя работа, и сейчас хороший момент, чтобы ей заняться.
Всем Равновесия, Сил и Ясности
Держись
“Держись” — говорим мы человеку, который встретился с каким-то жизненными трудностями.
Хотя зачастую стоило бы сказать "Отпускай". Или, более универсально — “Слушай (чувствуй)”.
Повелительный глагол “держись (Hold on)” хорош в своем непосредственном значении, если мы, например, протягиваем кому-то руку, бросаем трос или спасательный круг.
Если же речь о какой-то житейской ситуации, то наше “держись” предлагает человеку проявить стойкость/волю, напрячься и выстоять тот жизненный “шторм”, в котором он оказался. Напряжение помогает не всегда. Конечно, мы все это делали много раз, наша культура построена на подобном преодолении. Это позволяет в некотором роде “закалиться” и тренирует пассивные аспект воли, но есть и другая сторона.
Напряженная стойкость действительно тренирует некоторую “мышцу” нашей личности, и в определенных дозах это важно, но стратегически этот подход вступает в противоречие с текучестью мира, его непостоянством. Напряжение без расслабления становится разрушительным.
Мягкость важна так же как и жесткость. Это один из ключевых принципов тай-цзи, айкидо и некоторые другие боевых дисциплин относится не только к поединкам, но ко всему промежутку от рождения до смерти.
Каждый возникший в нашей жизни “шторм” цепляет нас за какие-то аспекты нашего “я” — здоровье, отношения, деньги, дети, признание/статус/власть. Все то, что мы кропотливо ищем, строим и копим — все это не принадлежит нам. Жизнь, хохоча, дергает нас за “карманы”, рассыпая содержимое или вовсе с треском их отрывает. Отпустить в итоге придется все, и это, вероятно, это одна из самых сложных практик в нашей песочнице.
В этом смысле Мастерство — это способность чувствовать, где стоит держаться, а где отпускать.
В сущности об этом же известная молитва: “Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого.”
Эта мудрость из последнего предложения медленно культивируется через способность сохранять ясное присутствие независимо от силы набегающей житейской волны. Та самая пресловутая осознанность. Для того, кто это узнал, напутствие "держись" начинает звучать как "держи осознанность", "не отворачивайся", "смотри внимательнее" и т.п.
Дочитал до этого места? Держись
Про погоню за сверх-возможностями
Чем тоньше и прозрачнее “скорлупа” нашего эго, тем ближе мы к выходу из лабиринта собственного ума. Тем меньше искажений между чувствами/мыслями/ощущениями, словами и действиями. Тем чище/светлее намерение, наполняющее наши поступки. Тем сильнее наша “магия”.
В каждом из нас живет тяга к развитию и “возвращению домой”. Это часть нашего самоисполняющегося кода, “дыхание” Жизни, рождающее тот интерес/любопытство, что манит нас навстречу новому, помогая раскрывать заложенный потенциал.
Этот изначально чистый сигнал искажается на неминуемом этапе рациональной обработки. В силу различных обусловленностей рациональный ум нашего вида сегодня чрезвычайно активен и заглушает другие “органы” восприятия. Он без устали объясняет, сравнивает, соревнуется, защищает, нападает, отделяет, разделяет, исключает, делая скорлупу эго толще и крепче.
Проходя через такую “призму”глубинный зов Духа превращается в личностную погоню за сверхвозможностями. Идея о чудо-силах (сиддхи) будоражит умы со времен древних мифов и сказок. Книги, комиксы и фильмы о супергероях щекочут массовое воображение и уверенно делают кассу.
Люди охотно платят деньги за возможность хотя бы умозрительно прикоснуться к детским мечтам и прожить вариант альтернативной реальности, где они могут играючи поквитаться со своими детскими обидчиками, спасти человечество, получить всеобщее признание и найти любовь.
Если скорлупа “Я” крепка, то сиддхи становятся самоцелью, с помощью которого человек надеется решить свои личностные вопросы: здоровье, отношения, деньги. И чем толще скорлупа, тем больше присутствует мотив манипуляции ради личностной выгоды — власть, удовольствия, неуязвимость. Как говорится “Не так страшен Кастанеда, как те, кто его читают”.
Вопросы Личности по-своему важны, однако попытка решить их через сиддхи отдаляет от действительно важной цели — выхода из своего ментального эго-лабиринта. Единственная необходимая для этого “супер-сила” — видеть то, что есть, и не видеть то, чего нет. Это может показаться очевидным, но когда у руля ум, то все происходит ровно наоборот — мы теряемся в “трех соснах”, не видя дороги, и годами сражаемся с ментальными химерами. При этом в одной руке у нас меч, а другой мы их подкармливаем.
Желаю себе и всем вокруг Сил и Ясности.
Погружаясь “в себя”, мы неизбежно периодически встречаемся с чем-то неприятным / тяжелым.
Иногда бывает сразу видно, что это и откуда, а бывает, что и не разобрать — просто плохо, некомфортно, страшно, внимание сужается и хочется, чтобы это поскорее закончилось.
Если это происходит в компании, то велик соблазн найти внешнюю причину — мол “это не мое, это мне от кого-то другого прилетело”.
“Прилететь” извне действительно может, но чтобы оно закрепилось, нужна “ответная часть”. Другими словами наши сомнения/тревоги создают посадочную площадку для соответствующей категории страхов/опасений.
Если я боюсь собак совсем чуть-чуть, а человек рядом сильно боится, то я начинаю тоже бояться сильнее обычного. Если же мне искренне неведом этот страх, то у меня нет “интерфейса”, к которому он может подключиться. Я могу чувствовать его в общем пространстве, но он не прилипает ко мне. Писал об этом недавно в разрезе "химер" — http://wakeupand.live/tpost/y0r7u2typi-o-himerah
Диссоциация vs медитация
Периодически встречается мнение, что медитативное невовлеченное наблюдение может “отдалить” от жизни, сделать “бесчувственным”. Вот на днях один из участников курса задал такой вопрос, а на следующий день Витя (Victor Shiryaev)провел у себя опрос, предложив людям назвать основные причины, по которым они не медитируют. Среди ответов подобное соображение снова присутствовало в разных формах. Причем, что интересно — кто-то боится, что медитация сделает его бесчувственным, а кто-то наоборот — что чувствительность вырастет, а он окажется к этому не готов.
Эффект “отдаления от жизни” называют в психологии диссоциацией, и на первый взгляд она действительно похожа на невовлеченное наблюдение. Однако если посмотреть повнимательнее, то станет видно, что работают они принципиально по-разному и ведут в совершенно разные “места”.
Диссоциация — это естественный защитный механизм нашей психики в моменты особо тяжелых переживаний. Когда он срабатывает, мы начинаем воспринимать происходящее “со стороны”, словно все происходит с кем-то другим.
Эволюция заботливо поместила эту “фичу” в стандартную комплектацию нашего ПО и все мы с ней знакомы, даже если не замечали этого явно. Для нашего мозга нет разницы происходит что-то на самом деле или лишь в воображении. Для мозга нет “самого дела”, которое единственное реально. Когда мы смотрим страшный фильм — нам вполне по-настоящему страшно. Если мы некоторое время сфокусировано пофантазируем о сексе, то наше тело ответит вполне реальным осязаемым возбуждением. Когда кто-то резко критикует сделанную нами работу, то наша система реагирует также как в случае физического нападения.
Диссоциация приходит на помощь на войне, в случае каких-то трагедий/катастроф, катаклизмов и потрясений. Но она также приходит в повседневных бытовых стрессах, где нет угрозы физическому выживанию. Расставание с партнером, плохие оценки в школе, спор с начальником, публичное выступление и т.п.
По завершении стрессовой ситуации диссоциация выключается, однако в сегодняшних условиях лавинообразно растущего потока информации и гонки за личной эффективностью ум настолько разогнан, что не отдыхает даже во сне, продолжая собирать тетрис из планов, воспоминаний и разговоров. В результате стресс не расслабляется естественным образом и “тонированное стекло” диссоциации остается поднятым. При этом оно затемняет не только специфический эмоциональный диапазон, отвечающий за конкретные переживания, но весь чувственный спектр. Как Master Volume на музыкальном пульте.
Жизнь продолжается, но краски не такие яркие. Даже те дела, люди, места, которые прежде вызывали радость, теперь становятся пресными. Поначалу ум пытается найти виноватых. Люди изменились, любимое кафе испортилось, работа надоела и т.д. Это может продолжаться достаточно долго, пока однажды не приходит гипотеза, что дело возможно в воспринимающей системе, а не во внешних событиях. Это очень важный момент, с которого зачастую начинается внутреннее путешествие.
А что же медитация — в чем разница? В медитации мы учимся равностно смотреть на все события, не отбраковывая никакие из них. События могут нам не нравиться, они могут нас пугать, но это не отнимает у них прав на существование. Они как актеры, которые выходят на сцену и произносят какую-то речь. Наша задача — их выслушать. Если в случае диссоциации мы словно отходим назад, отгораживаемся от происходящего и смотрим ментальное кино о происходящем, то в медитации мы поднимаемся НАД ситуацией видя ее в перспективе и активируем все каналы восприятия.
Для тех кто любит нумерованные списки, можно так (слово “медитация” ниже подразумевает класс техник широкофокусного наблюдения/отмечания): 1. Диссоциация — “спуск в окоп”. Мы отстраняемся от ситуации и видим ее еще хуже, теряя контакт с происходящим. Медитация — “взлет наверх”. Мы начинаем видеть более целостную картину происходящего, сохраняя контакт с ситуацией.
- Диссоциация — УЗКИЙ фокус на ментальной активности. Наше внимание как фонарик светит узким лучом, освещая как правило лишь концептуальное описание ситуации. Я выступаю на сцене, я забыл текст, надо мной будут смеяться, это провал, я подвел своих, я плохой…
Медитация — ШИРОКИЙ фокус на всех событиях системы. Внимание как потолочная люстра освещает все события по всем каналам восприятия, в первую очередь тело — главный инструмент связи с этим миром. Стыд, вина, страх отражаются в теле в виде конкретной гаммы ощущений, укореняя нас в моменте и позволяя не улетать в ментальную карусель.
- Диссоциация — закрытие. Мы поднимаем тонированное стекло между собой и происходящим. Медитация — открытие. Мы расстегиваем “молнию” своей брони и снимаем ее.
Даже при развитом навыке медитации в случае каких-то зашкаливающих переживаний на помощь снова придет диссоциация. И низкий поклон ей за это. Однако развитое внимание позволяет увидеть ее тонированное стекло и, когда ситуация позади, помочь система успокоиться и вернуться в равновесное широкое открытое состояние.